Подготовка технологической карты экскурсии

ВВЕДЕНИЕ

Повышение качества экскурсий во многом зависит от совершенствования профессионального мастерства экскурсоводов, от различных форм подготовки и повышения их квалификации. Функциональная карта трудовых действий и профессиональных компетенций экскурсовода закреплена в Профессиональном стандарте «Экскурсовод (гид)». Экскурсовод должен владеть умением разрабатывать методические основы для проведения экскурсии и составлять технологическую карту экскурсии с учетом вида туризма, транспорта, продолжительности и мест остановок, основных тем информационно-экскурсионной деятельности, правил, форм и методов проведения экскурсии.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЛИ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ
является результатом практической работы экскурсовода в ходе создания экскурсии. Технологическая карта экскурсии — это основной документ туристско-экскурсионной организации, который, при наличии текста экскурсии, дает право на проведение и оплату экскурсий по определенной теме.
Технологическая карта экскурсии — это коллективный труд творческой группы экскурсоводов и методистов, которые разрабатывают тему экскурсии для определенной категории туристов, экскурсантов. В ней закрепляется тема, цель и задачи экскурсии, оптимальный вариант маршрута, протяженность и продолжительность экскурсии, объекты показа, остановки, структура экскурсии, сформулированы требования к методике и технике ведения экскурсии.
Цель технологической карты экскурсии: указать экскурсоводу пути для раскрытия темы, вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа, соединить показ и рассказ в единое целое, дозировать информацию и соблюдать логику в показе и рассказе, дать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии на маршруте, учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии). Технологическая карта экскурсии излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала.
Технологическая карта составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах технологической карты экскурсии находят отражение возрастные, профессиональные, национальные и другие особенности и интересы туристов, экскурсантов, виды и формы экскурсии, особенности методики проведения.
Технологическая карта показывает, как эффективнее, на конкретных объектах донести содержание экскурсии до различных категорий экскурсантов, в ней даются рекомендации экскурсоводу о наиболее целесообразных методических приемах, указываются выводы по подтемам и логические переходы от одной подтемы к другой, которые помогают экскурсоводу объединить показ и рассказать в единое целое.
В этом методическом документе должна содержаться необходимая оптимальная сумма методических приемов, без овладения которыми экскурсовод не может качественно провести экскурсию по определенной теме для конкретной аудитории. Умение «читать» технологическую карту экскурсии, составлять новую приходит к экскурсоводу с опытом. Этому необходимо обучать не только в ходе подготовки экскурсоводов, но и на специальных методических семинарах по программам повышения квалификации.
В технологической карте экскурсии, все должно быть взаимосвязано: участки перемещения по маршруту, остановки, объекты показа, наименования подтем и основных вопросов, организационные и методические указания. В ней сконцентрирована внутренняя сущность экскурсии: взаимообусловленность показа, рассказа, движения.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ ЭКСКУРСИИ

1. Актуальность. Отражение в методическом документе современных актуальных материалов, важнейших задач и перспектив социально-экономического развития страны, региона, города, духовно-нравственных и социокультурных ценностей общества, научных выводов различных отраслей науки, техники, культуры и образования.
Технологическая карта экскурсии должна систематически совершенствоваться с учетом факторов и тенденций развития современного мира, внедрения новых форм познания экскурсионных объектов и явлений на основе инноваций в информационных технологиях.
В рамках раскрытия темы, экскурсовод должен постоянно работать с Календарем знаменательных дат, который включает не только даты, имеющие мировое значение, юбилеи великих людей и открытий, но и значимые для Самары и Самарской области даты, многие из которых оставили яркий след в истории страны.
2. Целенаправленность. Проявляются в выборе темы и названия экскурсии, четкой формулировке цели и задач, подтем и основных вопросов экскурсии.
Так, цель пешеходной экскурсии «Загадки старого города», разработанной специально для гостей ЧМ по футболу, достаточно лаконична: в популярной, увлекательной форме дать информацию о старинном городе Самаре.

Задачи экскурсии:
1. Показать центральные площади, улицы, памятники историко-культурного наследия Самары.
2. Рассказать о развитии купеческого города на Волге — «русского Чикаго», «нового Орлеана».
3. Разгадать особенности архитектурно-планировочного облика и уникального ландшафта Самары.
4. Познакомить с известными людьми города Самары.
5. Организовать досуг гостей ЧМ по футболу 2018 года.
В зависимости от цели и задач, следует подбирать объекты, составлять маршрут экскурсии и формировать подтемы.
3. Отражение в технологической карте принципа построения маршрута экскурсии: хронологического, тематикохронологического или тематического.
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.
Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, – это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.
К ЧМ по футболу 2018 в г. Самаре созданы два пешеходных экскурсионных маршрута, начало (окончание) которых определяет размещение Фестиваля болельщиков на площади им. Куйбышева.
Маршрут пешеходной экскурсии «Загадки старого города»: пл. Куйбышева – ул. Шостаковича — пл. Чапаева – сквер Пушкина – пл. Чапаева — ул. Шостаковича — ул. Куйбышева – ул. Ленинградская – ул. Куйбышева — пл. Революции – ул. Венцека – ул. Фрунзе – ул. Шостаковича – пл. Куйбышева.
Маршрут пешеходной экскурсии «Крылья победы»: пл.
Куйбышева – ул. Шостаковича — пл. Чапаева – ул. Фрунзе – ул. Вилоновская – ул. Молодогвардейская – пл. Славы — волжский откос – Волжский пр. – 2-я очередь набережной – памятник князю Г. О. Засекину – 2-я очередь набережной – Волжский пр. – Самарская ГРЭС – Жигулевский пивзавод – ул. Вилоновская – ул. Фрунзе – ул. Шостаковича – пл. Куйбышева.
Таким образом, данные многоплановые обзорнотематические пешеходные экскурсии построены по тематикохронологическому принципу. В них хронологическая последовательность изложения материала соблюдается в рассказе при раскрытии каждой подтемы.
4. Обязательное соблюдение структуры экскурсии: — Вступление
- Основная часть
- Заключение
5. Соблюдение тематического принципа. Подбор объектов при создании экскурсии должен происходить так, чтобы отбирались только те объекты, которые бы помогали раскрыть содержание определенных подтем и темы экскурсии в целом. Экскурсионный показ и рассказ об основных объектах должен быть распределен по времени (строго дозирован) в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.
6. Логичность и цельность. Вся экскурсионная методика, ее приемы, построены с учетом законов и требований логики. Логическая стройность и хронологичность в экскурсии – важные условия восприятия экскурсионного материала. Логические переходы и их варианты, изложенные в технологической карте, сделают экскурсию стройной, компактной в зависимости от поставленной цели и задач экскурсии.
7. Рациональное соотношение общего и локального.
Технологическая карта экскурсии должна содержать подтемы и основные вопросы, раскрывающие местный локальный материал экскурсии. На основе всестороннего глубокого изучения и использования в экскурсии фактов и дат событий, описаний и характеристик предметов и явлений из истории, географии, краеведения, природопользования, культурологических, правовых и экономических дисциплин, необходимо предусматривать дозирование данного материала и связь событий с конкретным местом. Важную роль в реконструкции объекта, в создании образа, сюжета, в конкретизации событий играет логический переход от общего к частному (локальному) материалу, либо от частного к общему. Основными составляющими исторического и современного образа России, Самарского региона и г. Самары являются:
- территория;
- природные богатства;
- язык;
- религиозные традиции и обычаи;
- духовное и культурное наследие, культурное многообразие и высшие достижения культуры;
- наука, техника, образование, спорт;
- вехи российской истории, в первую очередь победа в Великой Отечественной войне;
- общие положительные представления о качествах национального характера (открытость, гостеприимство, бескорыстие и др.) .
В технологической карте экскурсии следует дать рекомендации экскурсоводу при проведении экскурсии не ограничиваться констатацией фактов, а анализировать явления, события с позиций достижений современной науки, объяснять их суть и взаимосвязь, показывать события на реальном историческом фоне, вскрывать направленность и динамику процессов современного развития, придавая изложению при показе объектов четкое пропагандистское звучание.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ЭКСКУРСИИ

Структура методического документа должна соответствовать форме Технологической карты экскурсии установленной национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг (утв. Приказом
Ростехрегулирования от 30 ноября 2010 г. №580-ст.). В Приложении 1 представлена Технологическая карта экскурсии «Крылья Победы».
Титульный лист должен содержать:
- наименование туристской организации;
- тему экскурсии;
- вид экскурсии (по классификации): городская или загородная, обзорная или тематическая, автобусная или пешеходная;
- продолжительность экскурсии в академических и астрономических часах;
- протяженность маршрута;
- состав туристов, экскурсантов;
- автора-разработчика, членов творческой группы экскурсоводов;
- год создания технологической карты экскурсии.
В структуре документа должны быть отражены:
- цель экскурсии;
- задачи экскурсии; — маршрут экскурсии.
Цель — это предвосхищение в сознании человека результата, на достижение которого направлены действия. Цель необходимо четко формулировать, ибо она определяет социально-культурную направленность экскурсии. Объекты, фактический материал для экскурсии отбирают в соответствии с поставленной целью.
Цель выражает главные свойства экскурсии или ее функции. Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций .
1. Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов истории, культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний. Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.
Каждая экскурсия должна содержать научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме. Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации – более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная – более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний.
2. Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.
Несмотря на то, что понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: гражданское и патриотическое, духовное, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое.
3. Развлекательно-досуговая функция. Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия – это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия – это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.
4. Эстетическая функция. Данная функция проявляет себя в двух ипостасях. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств, отточенностью жестов и движений.
5. Коммуникативная функция. Общение участников экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу. Эффективность экскурсии определяется не только знаниями и эрудицией экскурсовода по теме и умением использовать методику передачи этих знаний аудитории, но и способностями установить контакт со всеми участниками экскурсии: с экскурсантами, водителем автобуса, работниками музея. Этому способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, непринужденность в общении, предупредительность.
Каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии и аудитории могут добавляться и другие функции.
Таким образом, цель экскурсии может быть:
- обеспечение удовлетворения культурных, духовных, эстетических, информационных, рекреационных
потребностей туристов, экскурсантов;
- обучение в процессе наглядного познания окружающего мира, построенное на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в музеях, в организациях, на предприятиях и т.п.;
- гражданское, патриотическое, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание и формирование всесторонне развитой личности.
При дифференцированном подходе к экскурсионному обслуживанию цель экскурсии должна соответствовать целям и мотивам аудитории — участников экскурсионной деятельности, что находит отражение в вариантах технологической карты экскурсии.
Задачи экскурсии более конкретны и решаются на локальном материале. В технологической карте экскурсии задачи следует определять после цели и подчинять ей.
Общие задачи экскурсии:
1. Показать объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии.
2. Рассказать об этих объектах необходимую информацию.
3. Выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, дать оценку экскурсии.
4. Дать практические навыки самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов
Маршрут экскурсии – это путь организованного следования туристов, экскурсантов, связанный с процессом показа объектов, в том числе включающий в себя посещение природных, исторических, социально-культурных и других объектов показа.
В начале технологической карты маршрут указывается полностью, возможно, с включением основных объектов экскурсии.

Маршрут экскурсии «Крылья Победы»:
- пл. Куйбышева – ул. Шостаковича — пл. Чапаева – ул. Фрунзе – ул. Вилоновская – ул. Молодогвардейская – пл. Славы — волжский откос – Волжский пр. – 2-я очередь набережной – памятник князю Г. О. Засекину – 2-я очередь набережной – Волжский пр. – Самарская ГРЭС – Жигулевский пивзавод – ул. Вилоновская – ул. Фрунзе – сквер Пушкина.
Следующая часть технологической карты экскурсии включает таблицу, состоящую из семи основных элементов: пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии (протяжённость, продолжительность, месторасположение остановок, точек обзора), а также основные творческие задачи экскурсовода на каждом этапе экскурсии (Приложение 1).
1. Маршрут экскурсии – указываются участки перемещения по маршруту, начиная от места сбора (встречи) группы туристов, экскурсантов до следующей остановки на маршруте и т.д.
2. Места остановок. В этой графе называют точки маршрута, где необходимы остановка пешеходной группы у объекта, выход группы из автобуса или осмотр объекта без выхода из автобуса. Остановки указывают конкретно и точно, например: «Остановка у здания по ул. Куйбышева, 81».
В городской автобусной экскурсии продолжительностью 3 академических часа обычно три—шесть выходов. В этой графе можно указать зимние и летние варианты выходов из автобуса. Зимой, в сильные морозы, количество выходов уменьшается, предполагается осмотр экскурсионного объекта без выхода из машины. Следует также предусмотреть остановки на случай дождя или других неблагоприятных погодных условий. В загородных экскурсиях необходимо делать остановки через каждые 50 км на 5—7 мин., без выхода из автобуса, и через 100— 150 км на 10—15 мин. с выходом из автобуса, с учетом цели, задач, темы, объектов экскурсии и категории экскурсантов, для которых она предназначена.
3. Объекты показа. Здесь указываются основные и дополнительные экскурсионные объекты: улицы, площади, памятники и монументы, памятные места, объекты культурного наследия и современные сооружения, которые демонстрируют экскурсантам на остановке, проездом на автобусе к следующей остановке или при передвижении пешеходной группы от объекта к объекту.
Виды экскурсионных объектов:
- историко-культурные и современные объекты, состоящие из градостроительных ансамблей и отдельных зданий;
- памятные места, связанные с историческими событиями;
- произведения искусства, памятники письменности и археологии;
- природные ресурсы и достопримечательности, явления природы;
- театры, концертные залы, художественные галереи;
- экспозиции музеев и выставок;
- научные, промышленные и спортивные объекты; — традиционные народные ремесла и промыслы; — фестивали, конкурсы, спортивные соревнования.
4. Время – продолжительность части экскурсии по каждой подтеме.
В четвертой графе намечается время в минутах, необходимое:
- для показа объектов и рассказа о них;
- для самостоятельного осмотра объектов экскурсантами;
- для передвижения группы между остановками в экскурсии.
Сумма времени, указанного для каждой подтемы экскурсии, составляет общую продолжительность экскурсии.
5. Наименование подтем и перечень основных вопросов, раскрывающих основное содержание экскурсии.
Здесь технологическая карта экскурсии состоит из трех разделов: вступления, основной части, заключения. В пешеходной экскурсии вступление рекомендуется давать в начале экскурсии, у экскурсионного объекта, раскрывающего первый вопрос первой подтемы экскурсии.
Вступление подразделяется на две части: организационную и тематическую. В организационной части экскурсовод называет свое имя, отчество, фамилию, туристскую организацию, в которой работает, определяет тему экскурсии, сообщает маршрут, время и место окончания экскурсии, проводит инструктаж о правилах безопасности и поведения экскурсантов на маршруте экскурсии.
В тематической части кратко излагаются содержание, цель, задачи экскурсии, называются несколько подтем и наиболее интересные основные объекты. Во вступлении экскурсовод должен заинтересовать аудиторию и установить контакт с группой экскурсантов.
Вступление должно быть ярким, лаконичным и не должно превышать 3-5 минут на пешеходной экскурсии, 5-7 минут на автобусной экскурсии, 10-15 минут в производственных экскурсиях.
У одной и той же экскурсии может несколько отличаться тематическая часть вступления, при наличии вариантов экскурсии для местного населения и приезжих туристов, взрослых и детей. Вступление может быть связано с показом объектов, характеризующих географическое положение и транспортные центры области и города. Во вступлении городской экскурсии рекомендуется в показе использовать карту — снимок г. Самары из космоса, на загородной экскурсии — географическую карту Самарской Луки из «Портфеля экскурсовода».
Иногда вторая часть вступления может начинаться стихотворной строфой или цитатой из художественного произведения. Это особенно характерно их литературных и искусствоведческих экскурсий.
В основе любой экскурсии имеется тема, которая является предметом экскурсии, ее идейно-теоретическим стержнем, сущностью содержания. Тема экскурсии отражает ее связь с определенной отраслью науки и является основой экскурсионной классификации.
Содержание экскурсии складывается из отдельных взаимосвязанных подтем, которые подчинены общей теме и раскрываются в ходе экскурсии на конкретных объектах. Подтемы придают экскурсии четкое тематическое разделение, определяют соразмерность отдельных ее частей. Подтема может быть раскрыта на одном или нескольких объектах, это зависит от количества и характера объектов, их научного и социокультурного значения, от содержащейся в них информации, а также от категории экскурсантов, для которых предназначается экскурсия.
Подтема — составная часть темы, которая освещает несколько связанных между собой вопросов. Название подтемы должно отражать сущность того раздела экскурсии, который раскрывается на определенном количестве экскурсионных объектов, а основные вопросы должны определить последовательность и логичность материала подтемы.
Количество подтем зависит от цели, темы, наличия экскурсионных объектов и аудитории, для которой готовится экскурсия. Количество подтем в экскурсии обычно составляет от пяти до двенадцати. В тематических экскурсиях подтем меньше.
Городская обзорно-тематическая пешеходная экскурсия «Крылья Победы состоит из шести подтем (Приложение 1).
В загородных экскурсиях, которые носят, как правило, обзорный (многоплановый) характер, количество подтем семь—десять. Однако следует стремиться к сокращению количества подтем за счет более продуманного, компактного выделения основных вопросов в каждой подтеме.
Необходимо также учитывать, что все загородные экскурсии должны иметь тему, каким бы ни был разноплановым материал по трассе маршрута. Для точного формулирования названия подтемы следует находить наиболее характерные объекты, на которых раскрывается содержание основных вопросов подтемы и темы в целом.
Перечень всех основных подтем целесообразно вынести в начало технологической карты экскурсии. Это поможет начинающим экскурсоводам увидеть в материале экскурсии главное, будет запоминаться как своеобразный тематический план экскурсии, поможет экскурсоводу сделать экскурсию более компактной и динамичной.
Заключение экскурсии. Заключение, как и вступление, может быть не связано с экскурсионными объектами и расположено после графически оформленной основной части экскурсии. Заключение занимает по времени 2-3 минуты на пешеходных экскурсиях, 5-7 минут на городских автобусных экскурсиях. Заключение состоит из двух частей. Первая часть – итог основного содержания экскурсии, перечисление главных подтем и вопросов экскурсии, основных объектов показа, вывод по теме, реализующий цель экскурсии, ответы на вопросы туристов, экскурсантов. Во второй части экскурсовод рекомендует другие экскурсионные программы, которые расширяют представление экскурсантов о предложенной теме, рекламирует туристско-экскурсионные и социокультурные возможности города и области.
6. Организационные указания включают:
- адресный показ экскурсионных объектов и внеречевые средства показа – жесты, аудио и видеопоказ;
- порядок передвижения экскурсантов;
- порядок выхода экскурсантов из автобуса;
- порядок расположения группы у объектов;
- предпочтительные точки и ракурсы обзора объектов показа;
- порядок обеспечения безопасности экскурсантов;
- порядок выполнения санитарно-гигиенических требований;
- правила поведения у памятных мест и памятников истории и культуры;
- правила охраны природы.
Правильные рекомендации экскурсоводу по технике ведения экскурсии, записанные в технологическую карту экскурсии, прямо пропорциональны росту его методического мастерства. Выбор месторасположения экскурсионной группы зависит от правильно выбранной точки осмотра, откуда объект будет восприниматься наиболее ярко, полно, убедительно. Точки показа объекта могут быть разными в зависимости от времени года, погодных условий, большего или меньшего одновременного скопления экскурсионных групп. Каждый объект требует выбора определенных точек осмотра, а их число ограничено. Например, если объект находится на значительном расстоянии, его не видно. При очень близком подходе к объекту нарушаются пропорции и размеры. Расстояние, с которого наиболее полно смотрится объект, равно примерно двум его высотам.
Здесь необходимо помечать также, где останавливать автобус, группу или замедлять движение в зависимости от погодных условий, времени года, солнечного освещения в течение дня, чтобы показ объекта был наиболее эффективным и полным.
7. Методические указания — наиболее важная часть технологической карты экскурсии. Показ — основной элемент (часть) экскурсии, с помощью которого целенаправленно наблюдается экскурсионный объект.
Здесь перечисляются конкретные детали объекта, на которые экскурсоводу следует обратить внимание при показе, последовательность их анализа. Говорится о том, какие методические приемы показа, рассказа, движения следует применять, указывается, как необходимо это сделать. Излагаются варианты логических переходов, советы об использований фотографий, документов, разнообразных схем и других материалов «Портфеля экскурсовода».
Методические приемы взаимообусловлены, применяются в комплексе, иногда переходят один в другой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОКАЗА

Существуют следующие методические приемы и виды показа:
- предварительный осмотр (обзор);
- демонстрация объекта;
- панорамный показ;
- экскурсионный анализ;
- локализация;
- абстрагирование;
- зрительная реконструкция;
- зрительный монтаж;
- зрительное сравнение;
- зрительная аналогия;
- переключение внимания;
- показ наглядных пособий;
- движения;
- показ мемориальной доски.
Предварительный осмотр — прием показа, с помощью которого проводится ориентация экскурсантов в пространстве и дается обобщенное зрительное впечатление от объекта. Он нужен для того, чтобы исключить из последующего показа объекты, не нужные по теме экскурсии.
Демонстрация объекта — вид показа, с помощью которого дается описание внешнего облика объекта или отдельных его деталей в зависимости от цели и темы экскурсии. С помощью этого приема происходит «накопление» зрительных впечатлений экскурсантов при раскрытии определенной подтемы.
Панорамный показ — вид показа, с помощью которого осуществляется:
- общее знакомство с большей или меньшей суммой экскурсионных объектов с определенной точки, определенного места;
- показ местности с панорамной площадки.
Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, мосты, вершины гор и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, реки, противоположного берега и т.п. Панорамный показ используется при обзоре площади и улицы. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному. Панорамный показ часто применяется в загородных экскурсиях при общей характеристике населенных пунктов, на трассах загородных автобусных и теплоходных экскурсий.
Экскурсионный анализ — вид показа, с помощью которого происходит детальное наблюдение объекта для изучения его сущности в целом или отдельных его частей.
Различают анализ искусствоведческий, исторический, естественнонаучный.
Искусствоведческий анализ помогает выявить идею произведения искусства, художественного образа, определить выразительные средства, с помощью которых удалось создать этот художественный образ. Приемы искусствоведческого анализа зависят от видов искусства. Исторический анализ позволяет установить черты, характерные для определенной эпохи, освещает связь экскурсионного объекта с историческими событиями. Естественнонаучный анализ выявляет существенные свойства экскурсионного объекта с помощью знания закономерностей определенного вида науки.
Локализация — прием показа, с помощью которого конкретизируется в локальной (местной) обстановке показ объектов, памятных мест, событий в определенной временной или хронологической последовательности. Прием локализации связан с жестом экскурсовода, направленным на объект, памятное место, и словами «здесь», «с этого места», «отсюда», «в этом направлении» и т. д. Прием локализации может непосредственно предварять характеристику объекта, памятного места, событий, с ними связанных, или предшествовать приѐму реконструкции.
Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения (вычленения) из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Этот методический прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки объекта (памятника истории и культуры, монументальной скульптуры), которые служат основой для раскрытия темы (подтемы). Прием абстрагирования построен на наблюдении:
- одного из объектов с помощью мысленного отвлечения от других объектов, расположенных рядом, на той же площади или улице;
- одной из частей здания (этажа, балкона, крыльца и др.) при отвлечении от других его частей, которые менее существенны или не нужны для рассмотрения данной темы. Использованию этого приема предшествует объяснение экскурсовода, какие части объекта показа, здания являются предметом показа. Абстрагирование позволяет экскурсантам «не видеть» того, что не имеет отношения к данной экскурсии.
Зрительная реконструкция — прием показа, с помощью которого воссоздаются, воспроизводятся путем образного рассказа определенная историческая эпоха, событие, памятное место, несохранившийся или сохранившийся не полностью экскурсионный объект. Сущность приема реконструкции раскрывается в его названии. Прием реконструкции используется как в обзорных, так и в тематических экскурсиях. Это обусловлено тем, что сооружения, памятные места, как правило, предстают перед экскурсантами в измененном виде. Прошлое заслонено современностью. Площади, дома, где жили известные деятели культуры, окружены новыми зданиями, кварталами.
Зрительный монтаж является одним из вариантов методического приема реконструкции. Может быть использован для составления нужного образа еще не существующего объекта. Это характерно для экскурсий, посвященных перспективам развития города.
При реконструкции или монтаже объекта, памятного места, события следует рекомендовать показ наглядных пособий, схем, фотографий из «Портфеля экскурсовода».
Сравнение. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.
Использование приема зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, ширину улицы, размер площади), позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов и примеров, время затрачиваемое на объяснение.
Одна из задач данного методического приема – выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость. Подведя итоги «наблюдению» экскурсовод называет сходные элементы двух объектов или их отличие друг от друга .
Прием зрительной аналогии построен на сравнении:
- данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта;
- наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты видели ранее. Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем только один из них физически находится перед их глазами.
Прием зрительной аналогии более сложен, чем прием зрительного сравнения. Задача экскурсовода, использующего этот прием при показе объекта, – привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление о внешнем виде аналогичного объекта, который они видели на прежних экскурсиях.
Прием зрительной аналогии иногда называют приемом ассоциации. Особенно часто этот прием показа строится на ассоциации по сходству. Реже используются ассоциации по противоположности (черное – белое, холод – тепло, свет – темнота), по порядку времен, по единству места расположения объектов или действий (исторических событий).
Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект. Например, в экскурсии «Загадки старого города» после показа старинных зданий Самарской Епархии РПЦ, построенных в конце 19 — начале 20 века, экскурсанты переносят взгляд на панораму современного жилого комплекса «Европейский квартал». Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.
Показ наглядных пособий — вид показа, с помощью которого используется «Портфель экскурсовода» для дополнения зрительного ряда экскурсионных объектов. Наглядные пособия помогают восполнить недостающий зрительный ряд или помогают более конкретно воспринимать экскурсионный объект и связанные с ним события. «Портфель экскурсовода» широко применяется в экскурсиях на исторические, литературные, архитектурные, искусствоведческие и другие темы. Наглядные пособия помогают воссоздать в экскурсии эпоху, историческую обстановку, конкретные события. Последовательность использования наглядных пособий, их место в системе подлинных экскурсионных объектов зависит от темы, содержания и цели экскурсии.
Прием движения — целенаправленный, последовательный показ объекта с предварительным выделением его опознавательных признаков.
Методический прием имеет два варианта применения. Показ в движении не может быть детальным. Необходима предварительная подготовка экскурсантов к осмотру объекта, если объект показывают по ходу движения транспорта. Общие сведения об объекте даются прежде, чем в поле зрения показался объект. Как только начинают вырисовываться контуры, объекта, экскурсовод должен обратить внимание экскурсантов на его характерные детали: цвет, окружение. По мере приближения к объекту, экскурсовод включает все больше деталей, характеризующих объект. Миновав объект или сделав выход к нему (в зависимости от темы, значимости объекта), экскурсовод излагает материал и закрепляет в памяти экскурсантов зрительные впечатления.
Другой вариант движения как методического приема – обход вокруг здания, сооружения, памятника. Здесь наблюдение экскурсионных объектов, выявление их сущности, происходит только в процессе движения. Во время движения осмотр объектов связан с решением определенных задач, поставленных экскурсоводом. Так обход территории Сызранского кремля, подъем на Спасскую башню, не только позволит экскурсантам более правильно представить размер, форму, высоту, оценить связь с природной или исторической средой, но и эмоционально обогатить, укрепить впечатления осмотра.
Особенность экскурсии заключается не только в том, что показ объектов и рассказ о них в экскурсии происходит в движении, т. е. в последовательном, целенаправленном передвижении от объекта к объекту, но каждый объект наблюдается также в «движении» от беглого обзора в целом до анализа деталей. Показ объекта должен определять темп движения.
Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам, и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует повторять ее вслух.
Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где произошло историческое событие, т. е. объект, о котором идет речь, не сохранился.
Таким образом, методические приемы показа организуют наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяют выделить объект из окружающей среды, из целого. Это приемы, задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении – приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА

Рассказ, как и показ, — основной элемент экскурсии, с помощью которого излагаются сведения, связанные с объектами экскурсии в соответствии с ее темой и целью. В экскурсиях выделяются следующие методические приемы рассказа:
- описание;
- характеристика;
- объяснение;
- комментирование;
- репортаж;
- справка;
- беседа;
- литературный монтаж; — цитирование.
Рассказ на экскурсии непрерывно связан, с объектом, с показом его. Экскурсионный рассказ в зависимости от цели темы, категории экскурсантов может предварять показ объекта, сопровождать показ или закреплять зрительные впечатления после показа объекта. При показе экскурсионного объекта экскурсовод излагает наглядно воспринимаемые сведения об объекте, дает анализ, характеристику его или сообщает сведения, связанные с объектом.
Описание — прием рассказа, с помощью которого последовательно излагаются особенности объектов, их внешнего облика (или отдельных процессов, событий, явлении). В зависимости от цели и темы экскурсии применяются различные виды описания. В форме описания может быть воспроизведен внешний облик здания, памятного места или события, мемориальная квартира писателя, технологического процесса на производстве.
Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих объектов). Для описания объекта характерны точность, конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности.
В отличие от описания зданий и памятников, описание исторических событий носит образный характер. Оно вызывает у экскурсантов зрительные образы, позволяет им мысленно представить, как происходило событие. Таким образом, прием описания событий носит подчиненный характер, смыкаясь с методическим приемом зрительной реконструкции.
Характеристика — прием рассказа, с помощью которого происходит выявление при показе объекта наиболее существенных его сторон или выяснение существенных сторон явлений, процессов, событий, связанных с объектом, группой объектов. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и «действующих» в экскурсии лиц.
Прием описания касается лишь внешних сторон объекта, не давая характеристик его внутренних, не видимых для глаза свойств и качеств. При использовании же приема характеристики дается оценка качественных сторон объекта, таких как познавательная ценность, художественные достоинства, оригинальность авторского решения, выразительность, сохранность и др.
Словесная характеристика предшествует экскурсионному анализу объекта, представляет собой начальный этап анализа.
Объяснение — прием рассказа, с помощью которого освещаются внутренние связи объекта, выявляются причины какого-либо события, явления, факта. Здесь в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. Наиболее часто прием объяснения применяется в природоведческих, архитектурноградостроительных, искусствоведческих и производственных экскурсиях, в экскурсиях для школьников и молодежи.
Комментирование — прием рассказа, с помощью которого демонстрируется объект в процессе развития или движения, акцентируется внимание экскурсантов на особенностях объекта, события, явления, деятельности людей. Прием комментирования наиболее часто применяется в загородных экскурсиях, а также в производственных при показе машин, механизмов, производственных процессов.
Прием репортажа. В экскурсии репортаж – это краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцами которых являются экскурсанты. Рассказ при этом идет об объекте, попавшем в поле их зрения (например, о движущемся конвейере, где происходит сборка автомобилей). Этот прием эффективен лишь тогда, когда объект показывается в развитии, он помогает увидеть, как изменяется объект в ходе наблюдения и рождается нечто новое.
Сложность использования такого приема состоит в том, что рассказ в значительной своей части не готовится заранее, он не входит целиком в индивидуальный текст экскурсовода, а носит характер импровизации, составляется экскурсоводом по ходу, во время наблюдения происходящего.
Справка — прием рассказа, с помощью которого происходит сжатое изложение фактического материала об объекте или событиях и фактах, связанных с темой, содержанием экскурсии. Справки необходимы, как правило, в обзорных экскурсиях. Справки в тематических экскурсиях даются о дополнительных объектах. В загородных историко-краеведческих экскурсиях справки о встречающихся на трассе достопримечательных местах обогащают содержание многоплановой экскурсии.
Беседа — прием рассказа, который используется при встрече группы с участниками событий. Беседа в процессе экскурсии с участниками исторических событий, писателями, артистами, учеными, деятелями культуры, науки, спорта, производственными работниками должна тщательно готовиться и быть органически связанной с темой экскурсии.
Литературный монтаж — прием рассказа, с помощью которого дается описание словами художественного произведения здания, города, улицы, природы или воссоздается эпоха, события, явления. Экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в СМИ. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один из основных ее вопросов. Этот прием более зримо помогает воспроизвести историческую эпоху, картины жизни и деятельности людей, события прошлого и настоящего. Особое эмоциональное воздействие отрывков из художественной литературы на экскурсии достигается тем, что непосредственно связано с наблюдением объектов, памятных мест, нашедших отражение в художественной литературе. Для литературного монтажа нужно подбирать такие отрывки из художественных произведений, которые позволят экскурсантам «увидеть» картину событий, почувствовать их динамику.
Прием литературного монтажа наиболее часто применяется в литературных экскурсиях. Однако поэтическое описание природы, пейзажа значительно обогащает и другие экскурсии.
Цитирование — прием рассказа, с помощью которого вводятся в экскурсию точные отрывки из произведений литературы, документов, мемуарных воспоминаний. Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсантов зрительный образ. В тексте экскурсии часто в виде цитат используются отрывки из художественных произведений (проза, стихи). Особенно эффективно цитирование в тех случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в далекие времена, быт и деятельность наших предков.
В ряде случаев цитаты используются в других приемах, например, зрительной реконструкции, литературного монтажа, ссылки на очевидцев и др. В некоторых экскурсиях на основе приема цитирования используется прямая речь. При этом ставится задача – сделать экскурсантов участниками разговора между историческими личностями, очевидцами исторических событий. Делается это с помощью небольших выдержек из мемуаров.
Цитаты записываются экскурсоводами на карточки и воспроизводятся во время экскурсии. Краткие выдержки могут быть изложены по памяти, необходимо помнить, что цитаты не должны быть слишком длинными.
Прием вопросов-ответов. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какиелибо ответы от участников экскурсии. Они выполняют функцию методического приема. Их можно разделить на несколько видов:
- вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме;
- вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса;
- вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты, заостряют внимание экскурсантов к содержанию экскурсии, вносят некоторую разрядку и помогают лучше уяснить подтему.
Прием ссылки на очевидцев. Использование этого приема в рассказе дает возможность для образного воссоздания событий. В рассказе о современных событиях экскурсовод может сослаться на таких очевидцев, как местные жители.
Прием заданий, используемый в рассказе экскурсовода, находит выражение в его обращении к экскурсантам: «Подумайте, как называется эта площадь?», «Вспомните, на что похоже это здание?», «Какова ширина этой улицы?» и др. Когда экскурсовод дает подобные задания, он не предполагает, что участники их тут же выполнят. Прием направляет внимание экскурсантов на конкретное здание, определенную часть здания, на те детали, понимание которых важно для усвоения рассматриваемых вопросов. Задача этого приема – заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься, активизировать свою мыслительную деятельность, возбудить воображение. Что же касается ответов на эти вопросы, экскурсовод дает их сам в дальнейшем рассказе, как бы суммируя мнения экскурсантов.
Другой вариант приема заданий используется в квестэкскурсиях. Здесь группа туристов, экскурсантов делится на две команды и соревнуется по количеству правильных ответов на вопросы и задания экскурсовода, направленные на исследование объекта показа.
Например, ширина улицы измеряется шагами, глубина колодца определяется при помощи горящего листа бумаги, который, падая, освещает сначала стенки, затем далекое дно, глубина ущелья измеряется брошенным камешком.
Прием задания способствует активизации восприятия содержания экскурсии ее участниками, чаще он используется в экскурсиях со школьниками и молодежью. Вопрос-задание из экскурсии «Зеленый дозор»: ВНИМАНИЕ, СЛУШАЕМ ВО-
ПРОС!!!
Ребята, а кто были космическими первооткрывателями? Даю 4 варианта подсказки:
А) собаки Белка и Стрелка;
Б) собака Лайка; В) собаки Цыган и Дезик;
Г) собака Звездочка.
ДАЮ 1 МИНУТУ НА ОТВЕТ.
Каждый отряд «Зелёного дозора» может пользоваться для поиска ответов 3-мя подсказками:
1-я подсказка вашего преподавателя в салоне нашего автобуса;
2-я подсказка Интернет-ресурса, например «Okey Googl»;
3-я подсказка один «Звонок другу, маме, папе…» от команды.
Квест-экскурсия, экскурсия-игра включает в себя осмотр и изучение исторических, природных объектов и территорий, соревнование по городскому ориентированию, экстремальные и логические задания.
Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, неизвестные экскурсантам. Экскурсовод в рассказе об объекте освещает юбилейные и праздничные события в соответствии с Календарем знаменательных дат. Этот прием используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого объекта более эффективным.
Прием соучастия. Задача этого приема – помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскурсия. Делается это с помощью, например, обращения к группе: «Представьте себе, что мы с вами находимся на месте, где когда-то плескалось древнее море». Затем с помощью приема зрительной реконструкции восстанавливается картина образования Жигулевских и Сокольих гор.
Прием дискуссионной ситуации. Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает в своем рассказе такое положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию. Этот прием дает возможность в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому положению высказывают два-три экскурсанта. Затем экскурсовод, подводя итоги, делает выводы.
Прием сталкивания противоречивых версий используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города или происхождения названия города (реки, озера, местности).
Прием персонификации используется для мысленного создания образа конкретного человека (писателя, государственного деятеля, военачальника). Рекомендуется делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни тех людей, с которыми связана тема экскурсии, или на основе описания какого-либо исторического события, в котором эти люди участвовали.
Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: читает стихи, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание фильма, художественного произведения. Этот прием напрямую не связан с содержанием экскурсии, поэтому его называют «приемом освежающего отступления». Его задача снять усталость. Однако, применяя данный прием, не следует комкать экскурсию, сокращая материал по теме. Нельзя сводить дело к шуткам, анекдотам, разбрасыванию «юмористических штрихов» среди серьезного изложения материала, чтобы придать сложной информации непринужденный характер .
Методические приемы экскурсии применяются, как правило, в комплексе, в ряде случаев переходят один и другой. Однако каждый прием имеет свои специфические особенности, и осмысливание приемов, изучение их, фиксирование в технологической карте способствует более результативной работе экскурсовода. Показ, рассказ и движение присутствуют в каждой экскурсии. Соотношение же этих приемов бывает различным в зависимости от цели, темы, категории экскурсантов, содержания экскурсии, количества и качества объектов, на которых раскрывается это содержание.
Методические приемы, указанные в седьмой графе технологической карты экскурсии, являются обязательными для экскурсовода при проведении экскурсии.
В графе «Методические указания» излагаются также логические переходы от одной подтемы к другой.
Логические переходы — средство объединения многопланового содержания экскурсии. Логические переходы должны согласовываться по смыслу с последующим содержанием экскурсии. Переходы нельзя заменять фразами, типа «Пойдемте дальше», «Посмотрите налево»… Они должны носить характер вывода, обобщения, сравнения, дополнения и всегда, должны, вытекать из содержания показа и рассказа об объектах. Логические переходы — активный элемент экскурсии, они постоянно совершенствуются.
Таким образом, содержание экскурсии определяет различные функциональные уровни методических приемов. В зависимости от темы, цели, содержания экскурсии, категории экскурсантов меняются роль, функции и взаимообусловленность методических приемов показа и рассказа.
Составление технологической карты экскурсии — тринадцатый этап из шестнадцати основных по созданию новой темы экскурсии. Из этого следует, что лишь при накоплении определенной суммы знаний о маршруте, объектах показа можно приступать к написанию данного методической документа. Здесь систематизируется и фиксируется методика проведения подготовленной экскурсии. На последних этапах создания экскурсии технологическая карта может рецензироваться специалистами и утверждается руководителем туристской организации.
Технологическая карта экскурсии дает возможность экскурсоводу сделать проводимую экскурсию логичной, компактной и цельной. А умение пользоваться технологической картой (методической разработкой) — непременное условие для работы каждого экскурсовода.
Работа над технологической картой экскурсии не завершается после ее составления, рецензирования и утверждения. Содержание экскурсии должно постоянно обогащаться новыми объектами показа и материалами, сохранять свою актуальность, соответствовать современному научному уровню, должна развиваться и методика ведения экскурсий. Кроме того, постоянно происходит накопление опыта проведения экскурсий по данной теме для различных категорий туристов, экскурсантов. Итак, необходимо постоянно работать над совершенствованием технологической карты экскурсии (методической разработки) и повышать эффективность ее использования экскурсоводами.